Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть.
Фридрих Ницше - Цитаты и афоризмы, фразы и высказывания
25 лучших
Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви.
Всякая великая любовь хочет не любви: она хочет большего.
Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.
Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!
Поверхностные люди должны всегда лгать, так как они лишены содержания.
Музыка есть постепенное стихание звука.
Не то, что ты оболгал меня, потрясло меня, а то, что я больше не верю тебе.
Все, что делается из любви, совершается всегда по ту сторону добра и зла.
Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены.
Враги у вас должны быть только такие, которых бы вы ненавидели, а не такие, чтобы их презирать. Надо, чтобы вы гордились своим врагом; тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами.
Если нам приходится переучиваться по отношению к какому нибудь человеку, то мы сурово вымещаем на нем то неудобство, которое он нам этим причинил.
В вашей смерти должны еще гореть ваш дух и ваша добродетель, как вечерняя заря горит на земле, – или смерть плохо удалась вам.
Вы смотрите вверх, когда вы стремитесь подняться. А я смотрю вниз, ибо я поднялся.
Не надо желать быть врачом неизлечимых.
Моя первая человеческая мудрость в том, что я позволяю себя обманывать, чтобы не быть настороже от обманщиков.
Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.
Следствия наших поступков хватают нас за волосы, совершенно не принимая во внимание того, что мы тем временем «исправились».
Самец жесток к тому, что он любит, – не из злобы, а из того, что он слишком бурно ощущает себя в любви и начисто лишен какого либо чувства к чувству другого.
Много кратких безумий – вот что вы называете любовью. И ваш брак кладет предел множеству кратких безумий – одной большой и долгой глупостью.
Люди не равны.
Надо сдерживать свое сердце; стоит только распустить его, и как быстро каждый теряет голову!
Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие – о нападении на своих врагов.
Чуть было зло не ответил я ей и не сказал правды ей, рассерженной; и нельзя злее ответить, как «сказав правду» своей мудрости.
Автор: Фридрих Ницше
Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого то великого дела.
Автор: Фридрих Ницше
Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина – для отдохновения воина; все остальное – глупость.
Автор: Фридрих Ницше
В мщении и любви женщина более варвар, чем мужчина.
Автор: Фридрих Ницше
Большинство людей слишком заняты самими собой, чтобы быть злобными.
Автор: Фридрих Ницше
Воля есть созидательница.
Автор: Фридрих Ницше
Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.
Автор: Фридрих Ницше
Правдивый человек в конце концов приходит к пониманию, что он всегда лжет.
Автор: Фридрих Ницше
Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением! Слишком торопитесь вы, заключая брак, и вот следствие – расторжение брачных уз!
Автор: Фридрих Ницше
Страстные, но бессердечные и артистичные – таковыми были греки, таковыми были даже греческие философы, как Платон.
Автор: Фридрих Ницше
Фамильярность человека сильнейшего раздражает, потому что за нее нельзя отплатить тою же монетой.
Автор: Фридрих Ницше
Добродетель остается самым дорогим пороком: пусть она им и остается!
Автор: Фридрих Ницше
Стыд, стыд, стыд – вот история человека!
Автор: Фридрих Ницше
Злое дело похоже на нарыв: оно зудит, и чешется, и нарывает, – оно говорит откровенно.
Автор: Фридрих Ницше
Наслаждение и невинность – самые стыдливые вещи: они не хотят, чтобы искали их. Их надо иметь, – но искать надо скорее вины и страдания!
Автор: Фридрих Ницше
И кто среди людей не хочет умереть от жажды, должен научиться пить из всех стаканов; и кто среди людей хочет остаться чистым, должен уметь мыться и грязной водой.
Автор: Фридрих Ницше
Все в женщине – загадка, и все в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью.
Автор: Фридрих Ницше
Историю могут вынести только сильные личности, слабых же она совершенно подавляет.
Автор: Фридрих Ницше
Кто достигает своего идеала, тот этим самым перерастает его.
Автор: Фридрих Ницше
Опираясь исключительно на добродетель, нельзя утвердить господство добродетели; когда опираются на добродетель, то отказываются от власти, утрачивают волю к власти.
Автор: Фридрих Ницше
Победа морального идеала достигается при помощи тех же «безнравственных» средств, как всякая победа: насилием, ложью, клеветой, несправедливостью.
Автор: Фридрих Ницше
У иных целомудрие есть добродетель, но у многих почти что порок.
Автор: Фридрих Ницше
Чужое тщеславие приходится нам не по вкусу только тогда, когда оно задевает наше тщеславие.
Автор: Фридрих Ницше
Пока судьба нас не покорила, следует водить ее за руку, как ребенка, и сечь ее; но если она нас покорила, то следует полюбить ее.
Автор: Фридрих Ницше
И многие изобретения настолько хороши, что являются, как грудь женщины, – одновременно полезными и приятными.
Автор: Фридрих Ницше
Кто должен двигать горами, тот передвигает также долины и низменности.
Автор: Фридрих Ницше
Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.
Автор: Фридрих Ницше
Не будьте добродетельны свыше сил своих! И не требуйте от себя ничего невероятного!
Автор: Фридрих Ницше
Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущенными.
Автор: Фридрих Ницше
Мудрец в роли астронома. – Пока ты еще чувствуешь звезды как нечто «над тобою», ты еще не обладаешь взором познающего.
Автор: Фридрих Ницше
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его – или отстал от него.
Автор: Фридрих Ницше
У суровых людей задушевность является предметом стыда – это и есть нечто ценное.
Автор: Фридрих Ницше
Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.
Автор: Фридрих Ницше
Если ты прежде всего и при всех обстоятельствах не внушаешь страха, то никто не примет тебя настолько всерьез, чтобы в конце концов полюбить тебя.
Автор: Фридрих Ницше
Христианство возникло, чтобы облегчить сердца; но теперь оно должно сначала отягчить сердца, чтобы иметь возможность потом облегчить их. Этим предопределена его судьба.
Автор: Фридрих Ницше
«Это не нравится мне». – Почему? – «Я не дорос до этого». – Ответил ли так когда нибудь хоть один человек?
Как для самого маленького, так и для самого большого счастья существует только одно условие, которое делает счастье счастьем: способность забвения.
Если имеешь характер, то имеешь и свои типичные пережитки, которые постоянно повторяются.
Я люблю храбрых; но недостаточно быть рубакой – надо также знать, кого рубить!
Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» – сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?»
Кому нет нужды в том, чтобы лгать, тот извлекает себе пользу из того, что он не лжет.
Не хлебом единым жив человек.
К комарам и блохам не следует испытывать сострадания. Было бы правильным вздергивать на виселицу лишь мелких воришек, мелких клеветников и оскорбителей.
Мы необузданы в наших желаниях, бывают минуты, когда мы готовы пожрать друг друга.. Но «чувство общности» одерживает верх над нами: заметьте же себе это, – это почти определение нравственности.
В чем могла бы иметь свои корни трагедия? Быть может, в удовольствии, в силе, в бьющем через край здоровье, в преизбытке полноты?
Плохих супругов находил я всегда самыми мстительными: они мстят целому миру за то, что уже не могут идти каждый отдельно.
Сфера действия моральных оценок: они являются спутниками почти каждого чувственного впечатления. Мир благодаря этому является окрашенным.
Окружайте себя маленькими, хорошими, совершенными вещами, о высшие люди! Их золотая зрелость исцеляет сердце. Все совершенное учит надеяться.
Заблуждение – самая дорогая роскошь, какую человек может себе позволить: но когда заблуждение является к тому же еще и физиологическим заблуждением, то оно становится опасным для жизни.
Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего.
Кто обладал бы достаточной силой воображения для того, чтобы представить лицо и фигуру своей возлюбленной на двадцать лет старше, тот, может быть, довольно спокойно провел бы свою жизнь.
Любовь к жизни – это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности – но никогда о продолжительности.
Зверям принадлежит невинность.
Кто не живет в возвышенном, как дома, тот воспринимает возвышенное как нечто жуткое и фальшивое.
Все, что страдает, хочет жить, чтобы стать зрелым, радостным и полным желаний.
Поистине, местом выздоровления должна еще стать земля! И уже веет вокруг нее новым благоуханием, приносящим исцеление, – и новой надеждой!
Нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул.
Совершенная женщина есть более высокий тип человека, чем совершенный мужчина, но и нечто гораздо более редкое.
И когда мы научимся лучше радоваться, тогда мы тем чаще разучимся причинять другим горе и выдумывать его.
Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.
Ценность всех болезненных состояний заключается в том, что они показывают как бы в увеличительное стекло известные нормальные, но в нормальном виде плохо различимые, состояния.
После того как я узрел бушующее море с чистым, светящимся небом над ним, я не выношу уже всех бессолнечных, затянутых тучами страстей, которым неведом иной свет, кроме молнии.
Вращаясь среди ученых и художников, очень легко ошибиться в обратном направлении: нередко в замечательном ученом мы находим посредственного человека, а в посредственном художнике очень часто – чрезвычайно замечательного человека.
Отвращение к грязи может быть так велико, что будет препятствовать нам очищаться – «оправдываться».
Иной находит свое сердце не раньше, чем он теряет свою голову.
Походка обнаруживает, идет ли кто уже по пути своему, – смотрите, как я иду! Но кто приближается к цели своей, тот танцует.
Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего, – кто сравнится в этом фокусе с женщинами!
И повиноваться должна женщина, и найти глубину к своей поверхности. Поверхность – душа женщины, подвижная, бурливая пленка на мелкой воде.
Мужество – лучшее смертоносное оружие, – мужество нападающее: ибо в каждом нападении есть победная музыка.
И то, что называли вы миром, должно сперва быть создано вами: ваш разум, ваш образ, ваша воля, ваша любовь должны стать им! И поистине, для вашего блаженства, вы, познающие!
И правдивость есть лишь одно из средств, ведущих к познанию, одна лестница, – но не сама лестница.
Слишком долго в женщине были скрыты раб и тиран. Поэтому женщина не способна еще к дружбе: она знает только любовь.
Живут слишком многие, и слишком долго висят они на своих сучьях. Пусть же придет буря и стряхнет с дерева все гнилое и червивое!
Сострадание в человеке познания почти так же смешно, как нежные руки у циклопа.
Кто не умеет найти дороги к своему идеалу, тот живет легкомысленнее и бесстыднее, нежели человек без идеала.
У самих женщин в глубине их личного тщеславия всегда лежит безличное презрение – презрение «к женщине» .
После опьянения победой всегда появляется чувство большой утраты: наш враг, наш враг мертв! Даже потерю друга оплакиваем мы не столь глубоко – и оттого громче!
Но лучше быть дурашливым от счастья, чем дурашливым от несчастья, лучше неуклюже танцевать, чем ходить, хромая.
«Возлюби ближнего своего» – это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
Эпоха величайших свершений окажется вопреки всему эпохой ничтожнейших воздействий, если люди будут резиновыми и чересчур эластичными.
Много говорить о себе – может также служить средством для того, чтобы скрывать себя.
Кто расстается с Богом, тот тем крепче держится за веру в мораль.
Чего не отдал бы я, чтобы иметь одно: живое насаждение моих мыслей и утренний рассвет моей высшей надежды!
Но самым опасным врагом, которого ты можешь встретить, будешь всегда ты сам; ты сам подстерегаешь себя в пещерах и лесах.
Алчность, властолюбие, леность, глупость, страх – все они заинтересованы в деле добродетели; поэтому то она и стоит так твердо.
Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, – стало быть, для большинства.
Быть правдивыми – могут немногие! И кто может, не хочет еще! Но меньше всего могут быть ими добрые.
Все идет, все возвращается; вечно вращается колесо бытия. Все умирает, все вновь расцветает, вечно бежит год бытия.
Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус – не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?
Что внушает к женщине уважение, нередко смешанное со страхом, так это ее нрав, более близкий к природе, чем нрав мужчины, ее чисто кошачья гибкость, ее умение скрывать злые намерения под ласковым видом и непостоянство ее страстей.
Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.
Стоит нам только на один шаг переступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз «посередине».
Человек же – самое мужественное животное: этим победил он всех животных. Победной музыкой преодолел он всякое страдание; а человеческое страдание – самое глубокое страдание.
Если должен ты быть слугою, ищи того, кому твоя служба всего дороже.
Разве жизнь не состоит в желании оценивать, предпочитать, быть несправедливым, быть ограниченным, быть отличным от прочего?
Ложность суждения еще не служит для нас возражением против суждения; это, быть может, самый странный из наших парадоксов.
Дух есть жизнь, которая сама врезается в жизнь.
Бывают разные глаза. И сфинкс также имеет глаза, а следовательно, существует и много «истин», а следовательно, истины совсем не существует.
Разделенная с другими несправедливость есть уже половина справедливости. И тот должен взять на себя несправедливость, кто может нести ее!
Но мелкая мысль похожа на грибок: он и ползет, и прячется, и нигде не хочет быть, пока все тело не будет вялым и дряблым от маленьких грибков.
Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо все прочее не утоляет его любви.
Каждый брошенный камень должен – упасть!
Понимание трагического ослабевает и усиливается вместе с чувственностью.
Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.
И если друг делает тебе что нибудь дурное, говори ему: «Я прощаю тебе, что ты мне сделал; но если бы ты сделал это себе, – как мог бы я это простить!»
Уметь спать – не пустячное дело: чтобы хорошо спать, надо бодрствовать в течение целого дня.
Сохранить ссылку на эту страничку: